ПРОГРАММА «РАДУЖНЫЙ ГОРОДОК»

Организационно-педагогическая и возрастная модель гимназии № 42 (школы-лаборатории развивающего образования), поднимает на научный уровень понятие воспитательной деятельности. Принципы развивающего образования и новая образовательная практика, в центре которой Человека, рождение и становление его личности, стали основой подпрограммы воспитания в начальной школе “Радужный городок”. 

Радужный городок – это пространство детской жизни, наполненное яркими событиями, интересной игрой и романтикой.

Радужный городок – это новый мир, мир познания, мир открытий.

Радужный городок – это новая “взрослая” жизнь, где другие правила жизни, которым нужно учится.

Радужный городок – это новые друзья, учителя, новые впечатления и переживания, новые отношения.

Радужный городок – это и “школа урока”, где ребенок учится всему, учится учиться, становится настоящим учеником (в концепции – “грамотным социальным индивидом”).

Ученик – грамотный социальный индивид – владеет:

- общеучебными навыками и умениями, учебными действиями;

- организационными умениями и навыками (умеет составлять план действий и реализовывать его);

- функциональными умениями и навыками (умеет подчиняться нормам и правилам поведения);

- способностью адаптироваться в детско-взрослом коллективе и навыками здорового образа жизни;

- волевыми качествами и навыками самоконтроля в поведении, системой отношений к себе, к людям, к семье, к труду, к Родине, к природе, к вещам.

Такой образ выпускника начальной школы накладывает особую ответственность на педагогический коллектив и самих школьников. Поскольку ведущей деятельностью является учебная, то начальная школа строится как “школа урока”. Жизнь Радужного городка, это тоже своеобразная форма “урока”, где дети в игровом пространстве осваивают социальные роли, приобретают социальный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, становятся субъектами деятельности, формируются как личность.

Таким образом, назначение подпрограммы “Радужный городок” в создании системы мест для формирования функциональной грамотности ученика.

 Цели подпрограммы «Радужный городок»:

1. Сохранение здоровья школьников и их физическое развитие:

-   овладение навыками личной гигиены и организация жизни в соответствии с распорядком дня;

-  организация правильного питания и профилактика вредных привычек;

-  закаливание организма и профилактика заболеваний.

2. Формирование культуры поведения:

-  овладение способностью адаптироваться в детско-взрослом коллективе, правилами и нормами поведения;

- формирование бережного, доброжелательного и уважительного отношения к людям, к окружающему миру,

- формирование начальных представлений о духовно-нравственных ценностях человека и общества,

- овладение волевыми качествами и навыками самоконтроля в поведении и навыками самообслуживания,

-  формирование интереса и инициативы к делу, к труду, к поручению.

3. Развитие способностей:

-  познавательных (любознательности, изобретательности, фантазии);

- художественно-эстетических (эмоциональной отзывчивости, художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству и творчеству);

- организаторских (активности и желания участвовать в классных и школьных делах, планировать и организовывать их, анализировать, решать проблемы);

- коммуникативных (умение работать в команде, вносить свой вклад в результат общего дела).

 Принципы воспитания:

1. Принцип самоценности ребенка и детства, первичности прав ребенка.

2. Принцип диалога с ребенком и его прощения.

3. Принцип вовлечения ребенка в активное творчество и поддержки успешности ребенка.

 Организация жизни Радужного городка

1. Рождение Радужного городка

Идея Радужного городка появилась на традиционном летнем сборе-семинаре школьников в 2001 году. Анализируя деятельность прошедшего учебного года, ошибки и недостатки игры-путешествия “Морская регата”, пришли к выводу о необходимости целостной комплексной программы, которая бы объединила классные коллективы, модульные (разновозрастные) группы детей общей целью, делами. Так появился образ Радужного городка.

 Идея Радужного городка (девиз):

Мы строим город (создание интересного творческого коллектива начальной школы).

Мы строим дом (создание дружного сплоченного классного коллектива).

Мы строим себя (учимся организовывать себя, быть самостоятельными, ответственными, деловыми и заботливыми).

 2. Становление Радужного городка

Замысел игры по строительству городка, процесс проживания и реализации проектов – стал основным содержанием жизни и деятельности начальной школы во внеурочное время. Классные коллективы разработали свои проекты деятельности, которые стали частью подпрограммы “Радужный городок”. Результатом реализации классных проектов является функциональная грамотность ученика.

Структура “Радужного городка”

Дома – классные коллективы (1-6 классы)

Городские службы – большие штабы: Дворец творчества, Академия наук, Стадион “Чемпион”, Служба добрых сердец, Редакция “Юнпресс”, Оргкорпус – разновозрастные детские объединения, состоящие из представителей от каждого класса по направлениям деятельности: Учеба, Забота, Дежурство, Спорт, Творчество, Газета.

Аллея звезд – почетное место городка с фотографиями детей, отличившихся своими успехами в жизни и деятельности.

Заповедный парк – место для важных городских сообщений, поздравлений, почетных грамот и т.д.

Площадь Дружбы – общий сбор, линейка.

Проспект Радужный – Маршрут движения жителей города (по классам) в течение учебного года, который заканчивается фестивалем Дружбы с подведением итогов и результатов деятельности.

Музей школы – место оформления летописей классных коллективов для истории школы.

Направления деятельности:

1.       Учеба (Академия наук) – организация помощи в учебной деятельности, организация и проведение познавательных дел, конкурсов на лучшую тетрадь, дневник, портфель, лучшего ученика, читателя, грамотея, общественного смотра знаний. Ответственный: штаб “Учеба”

2.       Забота (Служба добрых сердец) – организация полезных добрых дел в классе, в школе, дома; помощь младшим, ветеранам, детям-сиротам; проведение благотворительных акций. Ответственный: штаб “Забота”

3.       Творчество (Дворец творчества) – организация праздников, игр, развлечений, КТД, фестивалей. Ответственный: штаб “Творчество”

4.       Спорт (Стадион “чемпион”) – организация спортивных соревнований, эстафет, физминуток. Ответственный: штаб “Спорт”

5.       Дежурство (Оргкорпус) – организация дежурства в классе, оформление классного уголка, летописей классных дел. Ответственный: штаб “Оргштаб”

6.       Газета (Редакция “Юнпресс”) – выпуск газеты “Городские новости”, выпуск поздравительных газет, молний, боевых листков. Ответственный: штаб “Газета”

Соревнование в Радужном городке

Жизнь и деятельность становятся привлекательными с помощью соревнования, организованного между классными коллективами по направлениям деятельности. Критериями оценки являются результативность и полезность дел. Итоги подводятся в конце года, в конце четверти и после каждого проведенного дела. Обязательным элементом организации соревнования является наглядность. Ход соревнования отмечается на проспекте Радужном, где у каждого класса свой маршрут движения. За отличные результаты классный коллектив получает 3 кирпичика, за хорошие результаты – 2 кирпичика, за участие – 1 кирпичик. В соответствии с направлением деятельности кирпичики разного цвета. Прокладывая свой маршрут разноцветными кирпичиками, демонстрируется движение , успешность и рост классных коллективов. По итогам четверти и года победителям соревнования присваиваются звания по номинациям: “Образцовый коллектив”, “Народный коллектив”, “Надежда города” и т.д. Звание “Почетный гражданин города” получают ученики, педагоги, родители за особые успехи и достижения в жизни городка. На Аллее звезд помещаются фотографии лучших учеников по рейтингу класса.

Способ организации коллективной деятельности.

-        сами придумываем, изобретаем;

-        сами планируем, решаем проблему;

-        сами организуем и проводим дела;

-        сами анализируем и оцениваем свою деятельность.

Классный руководитель или педагог координирует действия, советует, делится опытом, то есть осуществляет совместную деятельность.

Перспективы Радужного городка.

-        разработка символики Радужного городка;

-        создание летописи Радужного городка,

-        создание фильма о жизни Радужного городка,

-        создание новых мест в городке: театр, кинотеатр, мастерские (на базе дополнительного образования);

-        включения учебного и конструктивного пространства в деятельность Радужного городка;

-        разработка методики организации комплексных творческих дел.


Детский сад «Лесная сказка»
Лесная Поляна, ул. Щегловская, д. 30
Центр дополнительного образования
Лесная Поляна, ул. Щегловская, д. 3
Карта сайта | О разработчиках
© Гимназия 42, 2016

Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. Полное или частичное копирование материалов разрешается только при согласовании с администратором сайта и указании активной ссылки на источник.